Принцип субъектности
В глоссарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования СУБЪЕКТ обозначается, как человек на высшем уровне активности (то есть он активен в практической деятельности, в общении, в поведении, в познании, в созерцании и в других видах человеческой активности).
Субъект образования – не просто исполнитель, а автор своей деятельности.
Природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
В чём же проявляется субъектная позиция ребенка в разных видах деятельности:
- интерес к деятельности;
- избирательное отношение к разным видам деятельности;
- инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
- самостоятельность выбора и осуществления деятельности, творческие проявления способов действий и продуктов деятельности.
Задача педагогики сегодняшнего дня - создать условия для максимальной реализации личности как субъекта деятельности, и начинать нужно как можно раньше, с дошкольного возраста - периода интенсивного преобразования психических процессов, времени, становления самосознания и обретения ребенком своего «Я».
Таким образом, субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
Как удерживать полюс субъектности? Развитие субъектности в детском саду - это и про ребенка и про взрослого. Без субъектности взрослого не может быть субъектности ребенка. Только тот, кто может делать выбор, осознанно, аргументировано расставлять приоритеты, тот может создавать ситуации для детей.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования четко определено - формы и методы педагоги подбирают сами. И это уже про субъектность педагога. А от педагога зависит - будут ли они сохранять позицию по формированию инициативности в игре, в свободной деятельности, экспериментировании…
Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.
Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся:
- ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение, избирательная направленность);
- инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.
Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.
В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник - это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.
И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут :
- интерес к деятельности;
- избирательное отношение к разным видам деятельности;
- инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
- самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.
Конспект занятия домашние животные у реки
Конспект занятия с детьми раннего возраста
Конспект занятия с детьми с ТНР, фонарик
Конспект занятия-игры ФОТОСТУДИЯ
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Актуальность
Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
Преимущества проектного метода :
Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы.
Является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;
Повышает компетентность педагога;
Повышает качество образовательного процесса;
Возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.
Способствует развитию креативности и логического мышления.
В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.
Полезные травы Ермоленко Варя ДОО11
Проект Нурмагамедова София Радио
Проект Панюта Кристина Нужны ли человеку камни