Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Практики субъектности

 

       В глоссарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования  СУБЪЕКТ  обозначается, как человек на высшем уровне активности (то есть он активен в практической деятельности, в общении, в поведении,  в познании, в созерцании и в других видах человеческой активности). 

      Субъект образования – не просто исполнитель, а автор своей деятельности.

      Природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

       В чём же проявляется  субъектная  позиция ребенка в разных видах деятельности:

  • интерес к деятельности;
  • избирательное отношение к разным видам деятельности;
  • инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
  • самостоятельность выбора и осуществления деятельности, творческие проявления способов действий и продуктов деятельности.

        Задача педагогики сегодняшнего дня - создать условия для максимальной реализации личности как субъекта деятельности, и начинать нужно как  можно раньше, с дошкольного возраста - периода интенсивного преобразования психических процессов, времени, становления самосознания и обретения ребенком своего «Я».

        Таким образом, субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

         Как удерживать полюс субъектности? Развитие субъектности в детском саду - это и про ребенка и про взрослого. Без субъектности взрослого не может быть субъектности ребенка. Только тот, кто может делать выбор, осознанно, аргументировано расставлять приоритеты, тот может создавать ситуации для детей.
        В Федеральной образовательной программе дошкольного образования четко определено - формы и методы педагоги подбирают сами. И это уже про субъектность педагога. А от педагога  зависит - будут ли  они сохранять позицию по формированию инициативности  в игре, в свободной  деятельности, экспериментировании…
         Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.

Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся:

- ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение, избирательная направленность); 

- инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.

Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.

В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник - это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут :

  • интерес к деятельности;
  • избирательное отношение к разным видам деятельности;
  • инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
  • самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить

основные направления развития ребенка как субъекта деятельности :

1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет – ребенок - субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности–взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.

5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). Проявления субъектности дошкольниками будут различными в разных видах деятельности.

Для освоения субъектной позиции для дошкольника требуются определенные условия организации педагогического процесса.

Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».

Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации.

Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.

Таким образом, освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.

Эффективными приемами развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности являются :

  • использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить его);
  • использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи для взрослого - поиск видовых и родовых признаков сходства предметов (младший, средний дошкольный возраст, дифференциация родовых понятий (старший дошкольный возраст)- связано с игровой задачей для детей (поможем Пете положить одежду в шкаф, а обувь в обувницу и др.);
  • использование интерактивных и компьютерных игр;
  • придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;
  • привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;
  • развитие навыков самооценки и самоконтроля.

Критерии овладения позицией субъекта:

-самостоятельно ставит цели, задачи;

-самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели;

-самостоятельно планирует свою деятельность;

-овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию;

-достигает результата, владеет элементарными навыками самоконтроля и самооценки.

 

Конспект занятия домашние животные у реки

Конспект занятия с детьми раннего возраста

Конспект занятия с детьми с ТНР, фонарик

Конспект занятия-игры ФОТОСТУДИЯ

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Актуальность

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогикеМетод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Преимущества проектного метода :

Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы.

Является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса;

Повышает компетентность педагога;

Повышает качество образовательного процесса;

Возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.

Способствует развитию креативности и логического мышления.

В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.

Недостатки:

низкая мотивация воспитателей, родителей;

недостаточный уровень развития познавательного интереса у воспитанников.

Что же такое «ПРОЕКТ»?

В словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд»«выступающий»«бросающийся в глаза».

Метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Проблемно-поисковые методы : проблемные вопросы, деловая игра, «мозговой штурм», тематические беседы, исследование (исследовательский проект, поэтапное выполнение действий.

  • Творческие методы: презентация.

Информационные методы : составление модели источников информации.

При выполнении проекта могут использоваться другие активные методы обучения.

Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.

Достоинства метода проектов

Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования:

Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности.

Полная интеграция (одно из приоритетных разделов интегрируется с другими разделами программы). Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в других) :

Пример частичной интеграции – интеграция художественной литературы и изобразительной деятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.

Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практические полезные дела). Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста

В младшем дошкольном возрасте это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)

В старшем дошкольном возрасте это:

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

Развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению;

Развитие важнейших компетенций для современной жизни.

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду :

- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

Обязательные составляющие проекта :

- детская самостоятельность (при поддержке педагога,

- сотворчество детей и взрослых;

- развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;

- применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П» :

  • Проблема;
  • Проектирование или планирование;
  • Поиск информации;
  • Продукт;
  • Презентация.
  • Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методистобсуждают план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана – схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план – схему занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие, мероприятие.

Метод проектов предполагает :

Постановку проблемы (1этап) Поисковый: определение темы и целей проектапедагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Её обсуждение (2 этап) Планирование деятельности по достижению цели, определение источников информации:

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели. Способов сбора и анализа информации, способов представления результатов.

Работу над проектом (3этап) Практический(основной этап) поиск информации детьми совместно с родителями и воспитателями (интервью, опросов, наблюдений, экспериментов.).

Презентация (4 этап) подведение итогов, коллективное обсуждение, самооценка, продукт деятельности др.

Типология проектов в ДОУ

(по Е. С. Евдокимовой)

По доминирующей деятельности Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные)

По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности)

По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов)

По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)

По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов :

  1. исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты«Любимые игрушки»«Азбука здоровья»и др.

Значимы и другие виды проектовв том числе:

комплексные«Мир театра»«Здравствуй, Пушкин!»«Эхо столетий»«Книжкина неделя»;

межгрупповые«Математические коллажи»«Мир животных и птиц»«Времена года»;

творческие«Мои друзья»«У нас в нескучном саду»«Мир природы»«В гостях у сказки»;

групповые«Сказки о дружбе»«Познай себя»«Подводный мир»«Овощи и фрукты – полезные продукты»«Птицы наши друзья»«Откуда ботинки пришли?»,

индивидуальные«Я и моя семья»«Генеалогическое древо»«Секреты бабушкиного сундука»«Сказочная птица»;

исследовательские«Без воды не обойтись»«Воздух невидимка»«Питание и здоровье»

семейные«Как я провёл лето»

личностные«Мои питомцы».

Способы разработки проектов :

Проект – это «Модель трёх вопросов»

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Позиция взрослых как участников проекта :

Является источником информации, координирует процесс, поддерживает и поощряет, обеспечивает непрерывность работы над проектом, подготавливает необходимое оборудование, осуществляет консультативную помощь.

Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности.

Не претендуют на права единственно верного источника знания, ограничиваясь статусом «ресурсной личности».

Предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Позиция детей как участников проекта :

Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;

Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;

Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.

Роль родителей

Посодействовать ребенку в сборе материала;

Контролировать сроки выполнения;

Подсказать правила оформления проекта;

Участвовать в подготовке презентации.

Структура образовательного проекта :

- Название проекта.

- Авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

- Общая характеристика проекта : участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты.

- Этапы проведения проекта.

На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.

На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.

На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков.

На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности.

- Результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми:

Выставка, газета, журнал.

Костюм, модель, коллекция.

Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.

Экскурсия, поход, путешествие.

Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

Спектакль, праздник, видеофильм.

Познавательные центры в группе

Развивающая предметно – пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оснащён центр «Детская лаборатория», Центр научной и познавательной и художественной литературы и тд.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Особую педагогическую значимость метода проекта я вижу в томчто:

  • Он, являясь методомпрактического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
  • Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектовв основном рождаются именно из интересов детей, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем;
  • Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проектаспособствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует повышению самооценки ребенка.
  • Побуждает педагоговповышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.
  • Проект- продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.

 

Проект Варвары Ермоленко

Полезные травы Ермоленко Варя ДОО11

Проект Кравцова Анастасия

Проект Нурмагамедова София Радио

Проект Панюта Кристина Нужны ли человеку камни

Проект Ростимишина А. Бумага